|
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
О ВЫСТАВКЕ
С 6 по 23 сентября 2005 г. в Областной картинной галерее, Японским фондом и ЧРОО "Южный Урал - Япония" проведена выставка "СЯРАКУ В ИНТЕРПРИТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЯПОНСКИХ ХУДОЖНИКОВ". Открытие выставки посетил Третий секретарь Посольства Японии в России г-н ТАКАГУТИ Масанори (TAKAGUCHI Masanori).
Японский фонд – организация, занимающаяся развитием культурных связей в целях углубления взаимопонимания между Японией и зарубежными странами. Мы представляем Японию на таких международных выставках, как биеннале в Венеции или Сан-Пауло, а также устраиваем совместно с зарубежными музеями крупномасштабные выставки, знакомящие с разнообразными произведениями художественного искусства, которые отражают прошлое и современность японской культуры,
Одновременно с этим мы организуем и проводим в различных странах мира передвижные выставки из собственной коллекции художественных и культурных ценностей Японии. Содержание таких выставок очёнь разнообразно - от гравюр и постеров до фотографии, керамики, японских кукол, традиционных игрушек и т.д. В настоящее время на постоянной основе действует около 20 таких выставок, проводящихся при поддержке загранучреждений Японии и зарубежных представительств Японского фонда по всему миру.
Эта новая выставка посвящена художнику Тосюсай Сяраку, широко известному как в Японии, так и за ее пределами своими гравюрами в стиле укиёэ с характерными портретами актеров театра Кабуки. На ней также представлены постеры, картины, объемные работы современных японских мастеров, в которых они воплотили свою свободную интерпретацию этого выдающегося художника. Выставка состоит из трех частей: репродукции портретных гравюр Сяраку, постеры по их мотивам и работы, посвященные Сяраку.
Личность Сяраку связана со многими загадками: до сих пор не известны ни его происхождение, ни то, как он создавал свои
произведения. Серия его портретных гравюр, обладающих яркой,
индивидуальностью, завоевала всемирную известность – велика
вероятность, что хотя бы раз они попадались на глаза и многим из Вас.
В этой выставке участвуют работы 28 графических дизайнеров и 11мастеров изобразительных искусств из Японии. Эти работы
представляют собой попытку свободной интерпретации творчества Сяраку, который жил и работал 200 лет назад в Эдо (нынешний Токио), современными художниками. В основе каждой из работ лежит гибкость мысли и точность ее воплощения. Глубокая содержательность подхода и личный характер интерпретации, которую каждый из художников дал творчеству Сяраяку не только позволяют ещё раз оценить привлекательность и новаторство этого мастера укиёэ, но и представляют собой интересное сочетание укиёэ, графического дизайна и современного изобразительного искусства.
В заключение хотим от всего сердца поблагодарить авторов, принявших участие в этой выставке. Особую благодарность выражаем г-ну Сигэо Фукуда, оказавшему содействие в организации выставки. 28 постеров, которые будут на ней выставляться, взяты нами с выставки «200-летний юбилей Сяраку», организованной г-ном Фукуда в 1995 году. Глубоко благодарим Институт гравюры Адати (The Adachi Institute of Woodcut Prints), а также Ёсико Иссики, Наоми Кояма, Галерею Томио Кояма, Рюити Мацубара, Галерею Сатани и многих других, оказавших нам свое содействие.
ТОСЮСАЙ СЯРАКУ
(годы жизни неизвестны)
Мастер гравюры укиёэ. Жил в Эдо (современный Токио). По одной из версий, актер театра но Дзюробэй Сайто, проживавший в Эдо в районе Хаттёбори и состоявший на службе в клане Ава, и Сяраку -одно и то же лицо, однако точных подтверждений этому пока не получено. Оставил после себя в обшей сложности более 140 работ, которые были созданы в период с мая 1794 г. по февраль 1795 г., т.е. примерно в течение 10 месяцев. Большую их часть составляют
портреты актеров театров кабуки и кёгэн; известно также небольшое количество работ с изображением борцов сумо, самураев и др.
Наиболее высокую оценку получили 28 гравюр раннего периода, на которых яркими красками с использованием слюды крупным планом изображены лица актёров кабуки. Подобные портреты встречались ранее, например, у художников школы Кацукава или у Утамаро - в его гравюрах с изображением красавиц. Однако работы Сяраку особенно выделяются в истории укиёэ своей смелой, яркой и реалистичной манерой изображения внешнего облика, характера и особенностей амплуа каждого из актеров. После этого Сяраку за короткий промежуток времени несколько раз менял свой стиль: пытался создавать портреты актеров во весь рост, изображать их на определенном фоне, делать серии гравюр. Однако та динамичная манера, которая характерна для его ранних работ, к сожалению, постепенно была им утеряна. В одном из трактатов той эпохи, посвященном укиёэ, о Сяраку говорится лишь, что он «делал портреты актеров театра кабуки, но, избрав недопустимо реалистичную манеру изображения, не пользовался долгой популярностью и смог продержаться лишь два года». После этого о Сяраку почти забыли. Однако в начале XX века немецкий искусствовед Юлиус Курт выпустил о нем книгу, которая послужила началом «бума Сяраку» за пределами Японии. Это дало толчок к переоценке творчества художника внутри самой Японии. Таким образом Сяраку получил всемирное признание как выдающийся мастер укиёэ. В то же время, сама личность художника оказалась покрытой все большими загадками, завеса которых не снята до сих пор. Не принадлежавший ни к одной известной школе, Сяраку спустя всего десять месяцев после своего внезапного дебюта в качестве художника так же внезапно исчез. В течение короткого времени, несколько раз радикально меняя стиль, он успел создать в общей более 140 работ. В Японии часто высказывается гипотеза, что под псевдонимом Сяраку скрывается другой известный художник: назывались имена Окё Маруяма, Утамаро, Хокусай и других, но подтверждения этим версиям найдено не было. Все это способствовало возникновению ореола «легендарности» вокруг имени Сяраку. Сегодня его работы хранятся в Британском музее, Галерее Чикаго, Галерее Метрополитан и других музеях за пределами Японии. В самой Японии осталось не так много работ Сяраку. 27 гравюр с изображением актеров кабуки, хранящиеся в коллекции Токийского государственного музея, имеют статус «важного культурного достояния». Все репродукции гравюр выпущены издательством Дзюдзабуро Цутая.
|